Занятие о неживой природе в средней группе
20 апреля 2015
Тема: «Камни». (неживая природа)
Цель: Учить детей определять предметы живой и неживой природы. Познакомить со свойствами камней. Обогащать словарь детей новыми эпитетами (таинственные, загадочные, очаровательные).Учить детей делать элементарные умозаключения . Развивать любознательность, связные монологические высказывания, типа рассуждений. Воспитывать интерес и любовь к природе.
Материал: камни обычные, самоцветы( бирюза, малахит, яшма, оникс, кошачий глаз), таз с водой, кусочки глины.
Ход занятия:
- ребята, я знаю, что вы у меня самые умные и любознательные исследователи. А, что мы будем сегодня исследовать, вы должны угадать:
(воспитатель показывает «чудесный мешочек»)
Всем конечно, интересно,
Что лежит в мешке чудесном.
Каждый может угадать,
Стоит только в руки взять.
Дети ощупывают предметы в мешочке, пытаясь отгадать, какой предмет там спрятался.
Воспитатель задаёт детям вопросы:
- этот предмет твёрдый или мягкий?
- холодный или тёплый?
- гладкий или шероховатый?
Восп: Мы с вами сегодня будем исследовать камни. Посмотрите какие они все разные. Вы когда – нибудь видели два одинаковых камня? (нет) Как на земле не бывает двух одинаковых людей, так нет и одинаковых камней. Мы с вами видим, что все камни разные. Чем они отличаются? (Цветом, размером,формой) Чем похожи? (они твёрдые, холодные)
- Ребята, где мы можем встретить камни? (везде: на море, в горах, на дороге, в украшениях – драгоценные камни)
Камень – это объект живой или неживой природы? (предположения детей)
- давайте рассуждать:
Камень дышит? (нет)
Они растут?
Камни питаются?
Они двигаются?
Д/и: «Узнай на ощупь»:
Воспитатель предлагает закрыть глаза и на ощупь найти гладкий камень, круглый, маленький, большой.
Минутка любования: (под музыку)
_ камни таинственные,
- камни загадочные,
- камни очаровательные.
Камни учили меня молчанию
Камни учили меня терпению
Камни учили меня спокойствию
Камни учили меня созерцанию.
Физминутка.
Опыты:
- Дети взяли в одну ладошку камень в другую глину. Надо сжать ладошки. Что произошло? Почему?
- Постучать камушком о глину, камнем о камень. (глина изменила свою форму, а камень нет)
- Спросить у детей, тонут ли камни? (опустить их в таз с водой и понаблюдать)
Д/и: «Ассоциации»:
- камень твёрдый, как?
- холодный как?
- шероховатый как?
- гладкий как?
- круглый как?
Вопрос по ТРИЗу:
- Что хорошего в камне?
- Что плохого?
(учить детей делать элементарные выводы)
Вот, ребята , и подошло к концу наше занятие. Сегодня мы рассматривали камни, и узнали что они относятся к неживой природе.